Литературная викторина «Проводы зимы» для учащихся 2-3-4 классов.
Цели.
1. Научить применять полученные на уроках знания в новых ситуациях.
2. Развивать память, внимание, творческие навыки учащихся. Формировать умение работать в группе.
3) Прививать интерес к чтению, любовь к природе. Воспитывать взаимоуважение.
Оборудование.
Ящичек – «сундучок Деда Мороза», интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки с номерамизаданий, эмблемы команды Морозят и команды
Снегурят, принадлежности для рисования, слайд «прозрачный журнал».
Ход мероприятия.
I. Организационный момент. Представление команд.
(Звучит фонограмма песни «Если б не было зимы».
На интерактивной доске -слайд 1, изображающий зимний пейзаж).
Сегодня проведем соревнование - Любителей литературы состязание.
Команды выстроились в ряд.
Одна команда — Морозят,
Другая — Снегурят!
II. Конкурсные задания.
Конкурс первый - поэтический.
Вам дедушка Мороз Сюрприз оставил!
По почте зайчик Сундучок сюда доставил.
Из сундучка достанете вы листочки.
В них - о зиме стихотворений строчки.
Знакомы вам все те произведения.
Должны продолжить вы стихотворения.
Учащиеся достают по очереди из «сундучка Деда Мороза» карточки с номерами. На интерактивной доске открываются соответствующие номерам карточек слайды с фрагментами
стихотворений о зиме. Дети читают строчки и продолжают их, называют автора стихотворения. После слайда с фрагментом стихотворения следует слайд с полным текстом, таким образом участники конкурса могут проверить, насколько правильно они выполнили задания.
Слайд 2 Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл, и вот сама... |
Слайд 3 Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл, и вот сама Идёт волшебница-зима. Пришла, рассыпалась, Клоками повисла на ветвях дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, среди холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою. Блеснул мороз, И рады мы Проказам матушки-зимы. А.С. Пушкин |
Слайд 4 Кругом все белое и синее, Все в тонком кружеве теней... |
Слайд 5 Кругом все белое и синее, Все в тонком кружеве теней, А лес, укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней. И снятся сны ему спокойные Про птичьи песни на заре. Стоят безмолвно сосны стройные В холодном зимнем декабре. Г.А. Скребицкий |
Слайд 6 Вот моя деревня; Вот мой дом родной... |
Слайд 7 Вот моя деревня; Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. Вот свернули санки - И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору в сугроб И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег. Мне в сугробе – горе, А ребятам - смех! И.З. Суриков |
Слайд 8 Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя … |
Слайд 9 Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, Мой друг, утомлена? Или дремлешь под жужжанье Своего веретена? ●●●●●●●●●●●●●● Спой мне песню, Как синица тихо за морем жила; Спой мне песню, Как девица за водой поутру шла. А.С. Пушкин |
Слайд 10 Белая береза Под моим окном... |
Слайд 11
Белая берёза Под моим окном Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Осыпает ветки Новым серебром. С.А. Есенин |
Слайд 12
Зашумела, разгулялась В поле непогода. |
Слайд 13. Зашумела, разгулялась В поле непогода; Принакрылась белым снегом Гладкая дорога. Белым снегом принакрылась, Не осталось следу, Поднялася пыль и вьюга, Не видать и свету. И.С. Никитин |
Конкурс второй.
Вьюга в поле ворожила,
Вам заданья подложила.
Вы отрывки прочитайте,
Думайте или гадайте,
А скажите, из каких они произведений,
Назовите авторов этих сочинений.
Учащиеся должны, прочитав отрывок, определить произведение и его автора. Карточки с номерами прикреплены к доске в виде снежинки.
Члены команд выбирают номера, читают фрагменты на интерактивной доске, отвечают на вопросы.
Слайд 14 «Несколько дней назад лил холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали лампы, и, казалось, что лето окончилось навсегда». |
Слайд 15 «Первый снег». К.Г. Паустовский |
Слайд 16 «Везу – вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли». |
Слайд 17 «Пушок» Георгий Скребицкий. |
Слайд 18 «Замело снегом землю. Была летом земля цветная, у каждого пригорка, у каждой низинки свой цвет. А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой».
|
Слайд 19 «Живые цветы». Э. Ю. Шим
|
Слайд 20 «И вот, мало - помалу наступила белоснежная зима. Земля покрылась снегом, лиственные деревья дрожали от холода, а белки надели серые зимние шубки».
|
Слайд 21 «Бельчонок и Ёлочка». Анни Сван |
Слайд 22 «Из снежного вихря появилась Зима в светло - голубой шали, как дымка тумана. В белоснежной шубе и сверкающих звёздах. А глаза у зимы синие-синие, как небо в морозный солнечный день.
|
Слайд 24 «Спасибо, матушка Зима!» М. Д. Зверев.
|
Слайд 24 «Вот мы вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке - разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастила и яблочки». |
Слайд 25 «Ёлка». М.М. Зощенко |
Конкурс третий.
А теперь напрягите внимание:
Предстоит вам третье задание.
Прочитайте-ка стихотворение,
О каком оно
произведении?
Учащиеся выбирают карточки с номерами.
Ученик называет номер, открывается соответствующий номеру слайд со стихотворным сюжетом произведения. Прочитав, каждый ребёнок должен определить, о каком произведении идет речь, назвать автора.
Слайд 26 Мальчишка с девчонкой, Братишка с сестренкой Подарки перепортили, С гостями разругались. А в результате сами Без праздника остались. |
Слайд 27 «Ёлка». М.М. Зощенко |
Слайд 28 Хозяйка-хлопотунья, Всех белой красной мажет, Но что-то черненьким оставит. Зачем? Она вам скажет.
|
Слайд 29
«Спасибо, матушка Зима!» М. Д. Зверев
|
Слайд 30 Девушка-красавица Злой мачехе не нравится. Но с характером своим Не пропала Настя. Так бывает, что Мороз Дарит людям счастье.
|
Слайд 31 Русская сказка «Морозко»
|
Слайд 32
Не под елкой иль сосной — В доме жил зверек ручной. Прокатили раз ежа - Он заснул зимой, дрожа. Он всю зиму сладко спал, А весною в сад попал.
|
Слайд 33 «Пушок». Г. А. Скребицкий |
Слайд 34 Где-то девочка жила. Ну и девочка была! Избалованное чадо: Что другим подходит - Ей того не надо! |
Слайд 35
«Золотой oреx». Ы. Алтынсарин |
Слайд 36
Деревце с лесу росло. Рядом с ним зверушка - Хвостик щеточкой густой, Ушки на макушке. |
Слайд 37 «Бельчонок и елочка» Анни Сван |
Конкурс четвертый.
(Задание по составлению мини-рассказа).
Отгадали вы загадки!
Молодцы вы все, ребятки.
А теперь таланты проявите:
Мне рассказик коллективно сочините.
По слову первому
Вам предложение ставить нужно.
Надеюсь, за работу вы возьметесь дружно,
И каждый по два предложения составит.
Тогда команда сочинение на суд представит.
Команды получают листочки, на которых написаны слова.
Утро
Мороз
Деревья
Снег
Солнце
Ветер
Каждый из членов команды составляет, записывает по два предложения с данными словами.
(Задание проверяется, оценивается).
Конкурс пятый. Рисунок о зиме.
Зима рисует ветки на окошке,
Зима следы рисует на дорожке,
А вы возьмите карандаш с бумагой,
Хотите - нарисуйте вы из снега бабу,
Хотите - елку новогоднюю изобразите.
Изобразите сами, что хотите,
Но только, чур,
Рисунок вместе рисовать:
На темы зимние
Вам надо фантазировать.
Каждая команда получает большой лист бумаги, карандаши, выполняет групповой рисунок.
(Оценивается скорость и качество выполнения, баллы фиксируются).
III. Подведение итогов.
(Примечание: каждый конкурс оценивался, баллы фиксировались в прозрачном журнале)
Конкур наш к концу подходит,
Значит, время на исходе.
Все вы очень постарались.
Чем сегодня занимались?
Посмотрите на журнал.
Здесь отмечен каждый балл.
Здесь оценены старания
За выполненье каждого задания,
Баллы нужно подсчитать,
Победителей назвать.
Подводятся итоги.
Называется команда победителей.